Рекомендательное письмо родителям детей одиночек
Прежде всего, давайте проанализируем причины одиночества ребёнка. Сложности в общении наблюдаются у него не только с одноклассниками, но и со взрослыми, а именно с учителями. Основная причина одиночества неуспеваемость ребёнка в учёбе, постоянное отставание от класса. Не очень то хочется общаться с "двоечником" и "неудачником", которым постоянно недовольны учителя. Важно понять и педагогам и родителям, что бороться надо не против плохого, а за хорошее, т. е. за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем. И опираться в этом следует на то лучшее, что есть или непременно будет. Не в коем случае нельзя родителям внушать себе, другим и самому ребёнку, что он плохой, что его ждёт ужасное будущее. Родителям необходимо научиться понимать поведение ребёнка с позиции его потребностей и мотивов. Средств воспитания бесчисленное множества: это и слова, жесты, мимика, действия и поступки, тон, способ выражения того или иного требования, отношения к ребёнку, собственное поведение и т. д. Всё это необходимо тщательно анализировать, чтобы не допустить ошибки, найти верные способы воздействия на ребёнка.
В ходе психологического обследования ребёнка мы обнаружили, что у него хорошо развито мышление, память, но совершенно не достаточен объём внимания. Холерик по типу темперамента, он часто отвлекается на уроках, поэтому плохо усваивает материал. Причиной его низкой успеваемости, таким образом, явилась неусидчивость, обусловленная типом высшей нервной деятельности. В такой ситуации у него нет интереса к познавательной деятельности, так как не успеха и положительных эмоций, его сопровождающих. На уроках он постоянно отвлекается, отчего ухудшаются его знания, и отношения с учителями и родителями. Объяснив учителю причины его поведения на уроке, мы предложили подбирать соответствующие педагогические средства управления, чтобы возродить у мальчика утерянный интерес к учёбе, веру в свои силы и возможности. Одноклассников попросили помочь мальчику догнать класс.
Родителям же посоветуем поговорить с ребёнком, сказать ему, что он плохо учится, потому что часто отвлекается, занимается на уроках посторонними делами, но может учиться очень хорошо, так как умный мальчик, и имеет все предпосылки быть хорошим учеником. Работать с ним по развитию психических функций: завести тетрадь для записей о прочитанных книгах, играть в дидактические игры, больше решать задачи на сообразительность, помогать готовить уроки, организуя контроль, хвалить за успехи, показывая ребёнку положительный сдвиг в его развитии. В итоге изменится отношения мальчика к учёбе, этим самым изменится отношение к нему окружающих.
Рекомендательное письмо родителям средних учеников
Вашего ребёнка можно отнести к ученикам со средней успеваемостью, который может учиться значительно лучше. И таких детей не мало, про которых говорят "Способный, но лентяй". Печален тот факт, когда человек потенциально обладает большими способностями, но они остаются неразвитыми, не раскрываются вследствие отсутствия той деятельности, в которой они только и могут проявиться и сформироваться. Что здесь причина и что следствие? Является ли недостаточная активность человека следствием отсутствия ярких способностей или, наоборот, способности не развиваются вследствие пассивности, которая стала качеством личности, ее своеобразной направленностью?
Учителя единодушно отмечали, что у Кати есть способности к успешному овладению учебными предметами. Вместе с тем учится она неважно. Стоит более внимательно присмотреться к ней. Характерная черта ее личности - инертность по отношению к происходящим вокруг событиям, к сверстникам, к учению. Доминирующее стремление - быть спокойной и невозмутимой. Главная причина срывов в учебе - лень. Отметки у девочки неплохие, но они не отражают ее подлинной успеваемости. Сами учителя говорят: Катя улыбнется своей очаровательной улыбкой, и рука не поднимается ставить "два". Она мало задумывается о своем будущем. Когда Катю попросили написать сочинение о том, как она представляет себя через пять лет, девочка ограничилась двумя фразами: "Какой я буду через пять лет? Через пять лет я окончу школу". Необходимо провести с Катей разъяснительную беседу о том, как важно образование, особенно успешное, в жизни. Вам, родителям, стоит повнимательней рассмотреть её способности, порекомендовать ей какую-либо деятельность, объяснить на личном примере, как важно найти дело "по душе". Со стороны педагогов тоже будут проводится соответствующие методы воздействия, стимулирования познавательной деятельности, создания ситуации успеха.
Рекомендательное письмо родителям детей лидеров
Валя одна из тех детей, которую можно назвать лидером в своём коллективе. Особенно радует её положительное влияние на данный коллектив. Валя активно участвует в общественной жизни школы, она пользуется большим авторитетом среди учащихся и учителей благодаря естественности поведения, искренности и скромности, целеустремленности и чувству ответственности. По характеристике учителей, успеваемость у Вали средняя. Общественная деятельность полностью поглотила жизнь девочки. В беседах выяснилось, что ей приходится заниматься до 1-2 часов ночи. Здесь мы имеем часто встречающийся случай, когда общественная деятельность, мягко говоря, мешает учёбе. Необходимо помочь девочки найти "золотую середину", чтобы одно не мешало другому. Не в коем случаи не стоит резко запрещать ей, заниматься любимой деятельностью. Здесь потребуется корректно объяснить о необходимости больше уделить внимания на учёбу, рационально спланировать свою деятельность, чтобы не сидеть за уроками ночью. Я полагаю, у Вали всё получится, она умная и ответственная девочка. Чувство долга и ответственности зародилось ещё в младших классах, достигло высокого уровня под влиянием позиции активиста-общественника. Достигнув успешных результатов в учёбе, Валя покажет не только себе, но и другим, что можно успешно сочетать активную общественную деятельность с хорошей учебой. Тем самым своим личным примером, как лидер, будет стимулировать к учёбе остальных учащихся.
Рекомендательное письмо родителям талантливых детей
Я думаю, вы со мной согласитесь, что у Саши, ярко выраженные способности к познавательной деятельности.
Вот что отметили учителя обучающие мальчика. У Саши очень рано стали проявляться литературно-художественные способности. В начальных классах любимым его занятием было решение задач, примеров, головоломок. От учителей он постоянно требовал, чтобы ему давали задачи на вычисления
В младших классах Саша - активный участник математического кружка и всевозможных математических олимпиад. Будучи в IV классе, мальчик стал проявлять интерес к высшей математике. Наверняка, эти способности были замечены и Вами в домашних условиях.
Обобщая подобные факты, можно сделать вывод, что, по-видимому, секрет детской одаренности - в особой склонности к труду. Именно такое стремление постоянно заниматься интересующим делом приводит к раннему расцвету способностей ребенка.
Изучая особенности поведения одаренных детей, можно убедиться, что их ярко проявляющиеся способности как бы ведут за собой личность. На основе способностей возникает склонность заниматься той деятельностью, в которой эти способности все больше развиваются. А это может существенно определить основные тенденции формирования личности, ее направленности, в каком-то смысле и всю "линию жизни" человека, его судьбу. Поэтому необходимо разнообразить виды деятельности Саши, чтобы возможностей для развития и определения ведущей деятельности, было больше. Здесь можно обратиться в учреждения Дополнительного образования, либо проконсультироваться с педагогом, занимающимся одарёнными детьми. Очень важно не упустить стремление ребёнка к познавательной деятельности, вовремя скоординировать и помочь в выборе. Ведь эта "искорка" может погаснуть, если мы вовремя не обратим внимания на ребёнка. К сожалению, наша школа не может в полной мере удовлетворить потребности одарённых детей.
Рекомендательное письмо родителям отличников
Хорошая успеваемость Маши проявляется не только в учёбе, но и в поведении, что особенно радует. Здесь следует обратить наше с вами внимание на дальнейшие перспективы девочки. Поговорить с ней, чем именно она хотела бы заниматься в будущем и, исходя из этого, сделать акцент на те учебные предметы, которые непосредственно помогут в достижении поставленной цели. Можно полагать, что жизненная перспектива и способности имеют двустороннюю связь. С одной стороны, проявляющиеся способности помогут сформировать у ребёнка определенной перспективы (например, способности к овладению предметами математического цикла могут определить стремление поступить после окончания школы на математический факультет). С другой стороны, можно говорить и об обратном влиянии жизненной перспективы на способности: наличие у Маши четко выраженных жизненных планов может стать стимулом формирования определенных способностей. Влияние будущего на весь уклад жизни и поведение приобретает особую значимость в старшем школьном возрасте. Ожидание будущего окрашивает всю сегодняшнюю жизнь старшеклассника. С одной стороны, он еще живет настоящим, реальной жизнью ученика школы, но вместе с тем он уже приблизился к тому моменту, когда все большей реальностью становится жизнь за пределами школы. Нам с Вами необходимо сформировать у Маши способность подчинять свои поступки отдаленным ориентирам, эти самым будет рождаться стремление выйти за пределы окружающего, планировать перспективу своей жизни, самоопределиться во "взрослом мире". Возраст ранней юности еще дисгармоничен в указанном отношении: в нем еще "мало прошлого", и это существенно обусловливает как легкую ранимость, максимализм в настоящем, так и недостаточную реалистичность модели будущего.
Одним из средств воспитания потребности обращаться к будущему является формирование для ребёнка нравственных идеалов. Нравственные идеалы (т. е. такие образцы, которым человек стремится подражать) позволяют школьнику выйти за пределы настоящего времени, за пределы сиюминутной ситуации и ориентировать свое поведение на "отдаленные факторы", ставить и реализовывать задачу самовоспитания.
Нравственные идеалы помогают сформировать у учащихся общую моральную направленность личности, а это рождает стремление найти настоящее дело для своих сил и способностей, наполнить жизнь большим содержанием и смыслом
Рекомендательное письмо родителям детей хорошистов
Вашего ребёнка можно отнести к ученикам хорошистам, который может всё-таки учиться лучше и, достичь больших результатов. Я думаю, если девочка хорошо постарается, она может учиться на "отлично". Мы с вами должны поговорить с ней, вселить в неё уверенность в своих силах, убедить в том, что успешная учёба значительно облегчит ей поступление в ВУЗ. Не стоит думать, что, если учителя всегда тебя оценивали на "четыре", то ты не способна на большее. У тебя есть возможность доказать всем, а главное себе самой, что ты можешь добиться поставленной цели. Такие дети, как ваша дочь, бесспорно, могут учиться на "отлично". Просто они не хотят сильно усердствовать, ведь их успеваемость и так хорошая тем более без особых усилий для этого. Психология таких детей основана на принципе "Я учусь не лучше всех, но и не хуже". Казалось бы, приложи совсем немного усилий, и результат будет лучше, но они дорожат своим спокойствием. Поэтому очень важно именно в этот период жизни ребёнка объяснить, что не стоит довольствоваться малым, когда есть возможность добиться большего. Ведь в жизни не раз возникнет такая ситуация.
НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ ПРАВИЛ
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
-Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы.
-Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
-Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку. Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
-Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. -Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка. Признавайте право ребенка на ошибки. Думайте о детском банке счастливых воспоминаний. Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
-И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Дети учатся тому,что видят в своей жизни
Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять.
Если ребенок видит враждебность, он учится драться.
Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким.
Если ребенка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпимым.
Если ребенка поддерживают, он учится уверенности.
Если ребенка хвалят, он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить.
Если ребенка ободряют, он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.
Полезные ссылки
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://catalog.iot.ru/index.php?option=com_linkdirectory&Itemid=2 - Каталог образовательных ресурсов
http://inform.direktor.ru/ - Информационные технологии в управлении школой
http://www.solnet.ee/ - СОЛНЫШКО. Портал для детей и любящих их взрослых. Конкурсы, сценарии, flash игры, мульты, раскраски, загадки, сказки.
http://scenarist.boom.ru/vecher.html - Cценарий.RU : Школьные вечера
Советы психолога родителям гиперактивных детей
1. Принимайте ребенка таким, каков он есть. Пытаться заставить непоседу чинно себя вести - все равно, что пытаться научить воробья ходить. Двигательная активность - его естественная потребность. И если малыша этого лишить, то замедлится его развитие.
2. Не старайтесь руководить ребенком с помощью крика и силы. В качестве протеста против принуждения малыш может стать неуправляемым.
3. Наблюдая за своим ребенком, вы убедитесь: он сеет вокруг хаос не из любви к разрушениям. Просто ему интересно узнать, с каким звуком падает книжка, слетая с полки, испытать свою силу, ломая пластмассовую машинку, почувствовать, как крошится яичная скорлупа под его крепкими пальчиками. А убегать от вопящей ("Остановись немедленно!") мамы? Это же увлекательнейшая игра!
4. Для того чтобы от своего крохи чего-то добиться, запаситесь спокойствием и терпением. "Мы идем спать, потому что на дворе темно, ночь, все дети, кошечки, собачки пошли спать. И ты должен идти спать". Повторите эту фразу десять раз на разный лад, покажите малышу темную улицу за окном, "заснувшую" лампу, телевизор, морскую свинку. И он поймет, что есть такое правило: когда темно и все спят, ему тоже надо ложиться в постель.
5. Помните: гиперактивные дети легко возбудимы. Поэтому истеричные нотки в вашем голосе: "Положи немедленно, кому сказала, такой-сякой!" - лишь подхлестнут их активность. Лучше сказать: "Это нож, он острый, поэтому маленьким детям нож брать нельзя - им можно больно пораниться". Ребенок усвоит это, как нечто от него и от нас не зависящее. А когда ему о-о-чень захочется стащить нож, он осторожно возьмет его и протянет маме: "На, смотри, я не взял, я просто отдаю тебе, мама".
6. Будьте готовы к тому, что увлеченный бурной деятельностью ребенок не сразу услышит ваши слова. Терпеливо повторите несколько раз, например, что поварешка - не игрушка, а нужная в хозяйстве вещь, и что телевизор может разбиться, если по нему лупить со всей силы.
7. От "запретного" занятия старайтесь отвлекать ребенка не менее интересным, но более безопасным делом. Из кубиков, кстати, получаются красивые пирамидки, из подушек - отличный домик для зайчика.
8. Непоседы - малыши с легковозбудимой нервной системой. Им особенно необходимы спокойные игры. Не забывайте читать детям книжки и обсуждать их: "Этот мишка большой. А этот какой? У волка острые зубки. А у тебя есть зубки?"
9. Внимательно отнеситесь к режиму дня: психика ребенка нуждается в полноценном отдыхе. Регулярные, изо дня в день повторяющиеся ритуалы дают ему ощущение надежности и спокойствия.
10. Постарайтесь, чтобы малыш как можно меньше смотрел телевизор. Давно доказано: телевизор пагубно влияет на нервную систему детей. Устройте эксперимент. Проведите день, не включая "электронного друга". И вы заметите, что не только ребенок, но и вы сами в этот день были более уравновешены и спокойны.
11. Постарайтесь научить вашего непоседу заранее анализировать (насколько это может ребенок), какие "акробатические этюды" ему "по плечу", а какие для него опасны. Ведь если мамины руки всегда рядом, можно, например, спокойно залезть на лестницу, а на самом верху разжать пальчики: мама все равно подхватит. Но что будет, если однажды мама не вовремя отвернется?
12. Смиритесь с разбитыми коленками. Этого не избежать, если ребенок в свое время научился не ходить, а бегать. Не нужно при каждом падении громко вскрикивать и бросаться на помощь. Лучше просто сказать: "Ничего, бывает. Отряхни ручки, и давай посмотрим, за что ты зацепился". Часто этого вполне достаточно, чтобы переключить внимание ребенка.
Советы родителям
Вспомните свое детство, ведь наше поведение, страхи, комплексы зарождаются именно в детстве. Поэтому, чтобы исправить отношения с ребенком, необходимо разобраться в себе. Многим взрослым стоит научиться быть самостоятельными и независимыми от мнения окружающих.
Часто встречающийся аргумент "меня так воспитывали" не уместен! Естественно, взрослый человек склонен повторять то, что закладывалось в него в детстве. Это относится и к манере поведения, и к стилю общения. Хорошо, если в детстве родители воспитывали его, опираясь на любовь, стремление понять, учитывали индивфидуальные особенности. Но, к сожалению, часто выросшие уже дети "передают" своим малышам тревожность, авторитарность, телесные наказания, неумение и нежелание слушать. Мы - взрослые люди и способны разобраться в своих детских впечатлениях, простить своих родителей за допущенные ими ошибки и не повторять их со своими детьми!
o Учитесь договариваться, идти на компромисс. Не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится.
o Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свои чувства. Говорите, что в нем Вам нравится. Чаще обнимайте и целуйте. Простое поглаживание по голове способно показать маленькому ребенку, что Вы его любите.
o Учитесь справляться со своими негативными эмоциями без агрессии, без выплёскивания злости.
o Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Расслабьтесь, повозитесь вместе со своим ребенком, порисуйте, подурачьтесь, поиграйте в мяч, просто громко посмейтесь. Так Вы сможете приблизиться к своему ребенку, лучше понять его и себя.
o Не выливайте свое плохое настроение, проблемы на ребенка. Ведь он не виноват в том, что в магазине Вам нахамили! Дети итак очень чувствительны к настроениям родителей, перенимают их тревогу, низкую самооценку. Поэтому для начала займитесь своим "воспитанием", разберитесь со своими внутренними проблемами.
o Четко формулируйте свои требования к ребенку. Их не должно быть много, но те, что есть, должны соблюдаться. Не увлекайтесь словом "нельзя".
o Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, Ваш ребенок уже вырос, а Вы все еще заботитесь о нем, как о младенце, контролируя каждый шаг, оберегая от возможных неудач.
o Предоставьте ребенку больше свободы: он вполне может сам помириться с товарищем, выбрать дополнительный кружок в школе и т.д.
o Поощряйте самостоятельность! Ее развитие начинается с малого - сам поставил на место стул, сам оделся. Чем взрослее ребенок, тем больше самостоятельных действий он способен выполнять. Но самостоятельными должны быть не только действия, но и мысли!
o Не зацикливайтесь на ребенке. Займитесь собой! Интересное дело, хобби принесут большую пользу и маме, и ребенку: мама чувствует себя более уверенной, независимой, у нее повышается самооценка, как следствие - улучшается настроение; когда ребенок видит довольную, спокойную, "сильную" маму, он тоже чувствует себя спокойным и уверенным. Здесь важно соблюдать золотую середину: не слишком замыкаться на ребенке, но и не лишать его необходимого внимания, ласки, общения.
o Меняйтесь с ребенком ролями. Это можно делать и в повседневной жизни, и во время игры. Поощряйте его желание заботиться о Вас, о животном, о близких людях. Игра в "дочки-матери" наоборот, где Вы - дочь, а ребенок - мама (или папа) очень показательна. В поведении ребенка Вы узнаете знакомые черты.
o Не позволяйте ребенку обижать (особенно незаслуженно) других людей. Если ребенок замахнулся палкой на бабушку, не нужно смеяться, оправдывать его ("он еще маленький, не понимает"), нужно спокойно, но уверенно сказать, что Вы недовольны его поведением. Возможно, он захочет повторить свой эксперимент, но Вы должны быть непреклонны.
o Часто скрываемые родителями от детей чувства (горе, тревога, растерянность, нежность и т.д.) ради их спокойствия выливаются в проблему. Скрывая истинные эмоции, человек заменяет их другими, показными, как правило это проявляется в требовательности, жесткости, раздражительности. Ребенку будет намного легче, если Вы будете естественны в проявлении эмоций, открыты для него. Тогда и он будет иметь возможность проявлять свои положительные и отрицательные эмоции. Строгий, требовательный отец на самом деле может за этой "маской" скрывать свою тревожность, неуверенность, страх за детей.
o Если ребенок Вас часто, почти постоянно раздражает, если ловите себя на том, что постоянно "выговариваете", ругаете его - ищите причины неприятия ребенка в себе. Даже если ребенок будет делать все так, как Вы требуете, все равно найдется причина его поругать. Признаться себе, что проблема не в ребенке, а в Вас - первый шаг к ее решению.
o Старайтесь не переносить на ребенка недостатки другого человека ("Сын похож на бывшего мужа, из него тоже не получится ничего толкового, такой же хлюпик…").
o Помните, что если ребенком постоянно (или большую часть времени) занимается бабушка, няня, их тип воспитания воздействует на него так же, как и Ваш. Бабушки часто бывают мнительными, тревожными, стараются оградить внука от всех возможных неприятностей, не поощряют общения со сверстниками. Поэтому дети, долго бывшие на попечении такой бабушки, имеют высокую тревожность, неуверенность в себе, у них много страхов, проблемы в общении со сверстниками.
Памятка родителям от ребенка.
Прислушаемся к советам своих детей
1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой" и "нытиком".
3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, зачем поступаю так, а не иначе.
5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.
8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
9. Не пытайтесь читать мне наставления или нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности сравняться с вами.
11. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я буду с вами торговаться, и, поверьте, - я окажусь с прибылью.
12. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы меня будете убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айхорн А. Трудный подросток. - М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001.
2. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением / Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
3. Фромм А. Азбука для родителей. М., 1994.
4. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение, 1993.